Лондон

The House of St Barnabas

В сердце лондонского Сохо, на углу одноименной площади Soho Square и Греческой улицы (Greek Street), стоит большой кирпичный дом. Из тысяч подобных зданий в Лондоне его отличает опоясывающая фасад посередине лента-фриз. Изразцовые плитки складываются в надпись House of Charity – Благотворительный дом.

Знакомый выразительный шрифт в стиле модерн, которым изобилует реклама конца XIX века, выступает здесь скорее в необычном для себя амплуа. На кованой решетке, тянущейся вдоль здания, легко пропустить скромную металлическую табличку с подписью: House of Charity Alms (англ. пожертвования). И сегодня желающие могут опустить монетки в небольшую прорезь на табличке, прикрепленной к желобу-трубе, и они понесутся по желобу вниз, в помещение расположенной в подвале кухни, где и упадут прямиком в стоящий под желобом ящик. Так же как это было в викторианские времена, когда сюда захаживал Чарльз Диккенс и даже «поселил» на первом этаже дома воображаемых героев своего романа «Повесть о двух городах»! Кстати, большой платан, описанный в книге, и сегодня живет и здравствует в саду.

История здания, внесенного в национальный реестр (Grade I), уводит нас в 1679 год, когда торговец лесоматериалами и застройщик Кадогон Томас возвел большой угловой дом, с каретным сараем и конюшнями. Бизнес шел бойко: импортируемые Томасом из Балтийских стран крепкие балки пользовались спросом при строительстве домов знати (они заменили материалы из местного дуба). Среди первых аристократов-жителей дома – 2-й барон Crew, леди Кавендиш, член парламента Уильям Арчер. С течением времени и сменой владельцев часть дома была снесена, другая перестроена, и до наших дней сохранился вариант георгианского периода, после изменений 1746 года.

 

А вот роскошным лепным украшениям интерьеров в стиле английского рококо мы обязаны, скорее всего, Ричарду Бэкфорду, вступившему во владение домом в 1754 г. Его брат, член парламента Уильям Бэкфорд был влиятельной политической фигурой и дважды избирался лорд-мэром лондонского Сити. Полагают, что автором рокайльного декора в доме Ричарда был либо ведущий архитектор того периода сэр Ричард Тейлор (автор здания Банка Англии в Сити), либо George Fawkes и Humphrey Willmott, создавшие лепные украшения в Mansion House. Впрочем, Ричарду Бэкфорду не довелось насладиться великолепием убранства в своем особняке – вскоре он умер от болезни.

По иронии судьбы в 1811 г. в изысканные интерьеры вселилось учреждение, отвечающее за городские канализации – Westminster Commissioners of Sewers; а с 1855 г. здесь находился офис главного инженера Городского комитета работ Джозефа Базэлджета, спроектировавшего центральную канализационную систему Лондона, набережные и мосты на Темзе и множество других важных городских коммуникаций.

В 1861 г. дом был продан за £6400 организации «Благотворительный Дом». Ее основатель – доктор Генри Монро – происходил из династии врачей-психиатров; при его непосредственном участии был создан приют для обездоленных, в котором, опираясь на христианские доктрины,  оказывали реальную помощь сбившимся с пути «заблудшим овцам». И хотя институция была связана с англиканской церковью, Благотворительный дом принимал членов всех религий без исключения из разных частей страны и даже из колоний. Одной из основных задач было сохранение семей, пока отцы находились в работных домах; здесь жили матери-одиночки и семьи до 10 человек. В Доме находили приют бездомные, ожидавшие корабля перед отправлением в эмиграцию; люди, приехавшие в госпиталь на операцию; потерявшие работу слуги; эмигранты из России и Балкан – вплоть до Второй мировой войны Дом оставался одним из немногих в Лондоне мест, где люди разных возрастов, профессий и социальных слоев могли просить о помощи, не теряя чувства собственного достоинства.

В 1862-64 гг. по проекту зодчего Джозефа Кларка к Благотворительному дому была пристроена часовня Святого Варнавы в романском стиле, отчасти наследовавшая архитектурный план часовни аббатства Montmajeur около Арля во Франции. Во время войны крыша и витражи часовни сильно пострадали от бомбежки и лишь в 1958 г. во время реставрации были установлены новые витражные окна художника Джона Хейворда. И сегодня, кроме благотворительных мероприятий, раз в месяц в часовне проводит службу Македонская православная церковь.

После войны Дом служил общежитием для женщин – бывших военнослужащих и оставался женским приютом-общежитием вплоть до 2006 г. Но назывался уже другим именем – в 1951 г. Благотворительный дом был переименован в Дом Святого Варнавы.

В 2013 г. после реставрации и ремонта в Доме Святого Варнавы открылся некоммерческий частный клуб. Выручка от его деятельности – вечеров, художественных выставок, представлений, концертов, аренды помещений и членских взносов – идет на благотворительные цели. Как и в начале своего пути в 1846 г. Дом Святого Варнавы стремится разрушить замкнутый цикл, помогая бездомным встать на ноги, получить профессию, обрести уверенность в себе и независимость. Клуб ведет Академию Трудоустройства,  полностью интегрированную в структуру организации: участники академии, бывшие бездомные, проходят обучение и получают профессиональные навыки и опыт непосредственно здесь, работая в ресторане, кафе, баре, на кухне и в офисах клуба.

Reception Mike-Tinny After

В Доме Святого Варнавы все та же массивная входная дверь и гигантский ключ к замку: Сохо в XVIII веке был весьма небезопасным районом. Простое убранство вестибюля выгодно оттеняет богатство изящной белой лепнины, украшающей бирюзовые стены и потолки над парадной лестницей с ажурными коваными перилами. На верней площадке – симпатичный деревянный ангел 16-го века. Это старейший обитатель дома, родом из Фландрии. Каждая из комнат сохраняет черты оригинальных интерьеров и особую атмосферу, но весь дом пронизывает искусство – произведения известных художников, переданные в дар клубу, и временные экспозиции работ современных художников сопровождают вас по всем парадным залам и скромным закоулкам этого уникального дома.

1 Greek Street,
Soho Square
London W1D 4NQ

www.hosb.org.uk

Leave a Reply