Читай с Маргаритой Баскаковой

Сознание впитывает книги, как цветок воду. Чужие идеи и образы неспешно заполняют пространство нашей черепной коробки. Не вызывая подозрений, устраиваются там поудобнее, а потом взрывают свои «пояса шахида». Мелкими осколками посторонние картины мира впиваются в собственную, и начинается торжественный снос стереотипа. Хулиганы от литературы и искусства могут получить признание только при наличии большого таланта и дикой работоспособности, тогда их труд увековечивается. Хочется в это верить, по крайней мере.

Издание работ шокирующего и непревзойдённого чешского фотографа Яна Саудека – редкая птица среди арт-альбомов, и за ней стоит поохотиться. Во время Второй мировой войны Саудек потерял всю семью в концлагере, самому мальчику удалось выжить, и, пройдя ужасы заключения, он сохранил огромную любовь к жизни, которую воплотил в своих эпатажных, нестандартных и чувственных фотографиях. Творчество гениального чеха пропитано стилистикой классического изобразительного искусства, аллегориями на известные картины, сюжеты фотографий невероятно притягательные, но при этом вызывающие, затрагивающие остросоциальные темы. Один из самых интересных альбомов был издан в 2005 году чешским издательством «Словарт». Это собрание фотографий Яна Саудека с оригинальным автографом самого автора.

* * *

«Я Эдичка!», проорал о себе в конце 70-х в книжный рупор нью-йоркский эмигрант, скандалист, общественный деятель и любитель красивых женщин Эдуард Лимонов. Книга заявила о себе скандальностью, откровенностью и непристойностью. Эффект разорвавшейся навозной бомбы во время светского раута был обеспечен. Эротика? Сексуальность? Интимность? Нет! Скорее, откровенное описание половой жизни с вкраплениями интересных мыслей, ярких характеристик эпохи – мастерски скроенный эпатаж и литературный эксгибиционизм, который пришёлся по вкусу разнузданным 90-ым. В книге присутствует вызов общественному вкусу, мат, рваный стиль и сумасшедшая энергетика. «Это я – Эдичка» считается лучшим произведением Лимонова. Роман был издан на пятнадцати языках. Во Франции книга вышла под названием «Русский поэт предпочитает больших негров», что принесло автору огромную известность и французское гражданство. Лимонов в какой-то момент ударился в политику, но литературу не бросил, всё так же ярко и эпатажно описывая ситуации своей жизни, превращая её в мысленные лозунги, манифесты, притчи и скандал.

* * *

В 90-е годы прошлого века школьные и студенческие парты ещё были изрисованы и исписаны, та же участь постигала стены и двери туалетов. Незамысловатое юношеское творчество передавалось из поколения в поколение, сублимируя в себе негативные и позитивные эмоции, троллинг, первые эротические переживания. Порой читать и разглядывать этот дневник юношеских переживаний интереснее, чем многие книги и альбомы. В 2003 году немецкое издательство Konkursbuch Verlag Claudia Gehrke выпустило серию ранних эротических рисунков и текстов художника Евгения Козлова. «Ленинградский альбом» можно определить, как памятник питерскому декадансу. Мир женщин глазами застенчивого мальчика передан в разнообразных и откровенных скетчах, выпорхнувших из школьной тетради и приоткрывших тайные мальчишеские фантазии. Сам художник называет этот альбом так: «Бриллианты, изумруды, сапфиры и рубины современного искусства, а также янтарь с мухами внутри». Рисунки автор честно посвятил всем юношам прошлого, настоящего и будущего, так как сюжеты объединяет универсальная общечеловеческая тематика пробуждение сексуальности.

* * *

Нобелевский лауреат 2004 года Эльфрида Елинек – яркий представитель класса «некомфортных» писателей. Её романы – вызов общественному мнению, затронутые в них темы болезненны для социума: власть, насилие, неприглядный статус женщины, необузданное потребление, тотальное одиночество, власть стереотипов. Эльфрида Елинек любит шокировать читателя и знает, как это делать вкусно и гадко одновременно. «Похоть» вышла в Австрии в 1989 году и вызвала бурю негодования, роман объявили порнографией. Конечно же, интерес к книге вырос невероятно, и тираж моментально стал гигантским для такой маленькой страны. Несмотря на кричащее название, произведение –антипорнографическое, обличающее прогнившие насквозь культурные штампы, осколочность и бездушность массовой культуры, где роли определены и отклонение от курса равносильно самоубийству. В романе нет чувственности, нет страсти, но нет и похоти, а есть только боль и стыд. Главная героиня постоянно подвергается унижениям со стороны мужа, любовника и общества. Кроме того, что она жена и любовница, она ещё и мать, давшая жизнь прекрасному мальчику. Понимая, что ход жизни необратим, женщина принимает решение убить зло задолго до его становления.