Откровения Леонардо из Винчи

Художник, скульптор, архитектор, писатель, ученый, изобретатель – гений Леонардо да Винчи многолик. И все же первое, с чем большинство людей ассоциируют его имя, – живопись: «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Мадонна в скалах»… Парадоксально, что искусство, которому Леонардо уделял только малую толику своего времени, вот уже свыше пяти столетий главенствует в нашем восприятии титана Возрождения.

На самом деле, говоря современным языком, да Винчи был живописцем на полставки, «part-time», как говорят англичане – за всю свою 50-летнюю карьеру он создал не более 20 живописных произведений, из которых на сегодняшний день лишь 15 атрибутируют как оригиналы художника. Леонардо писал очень медленно, дорабатывая и переписывая некоторые картины десятилетиями. Но дело не только в педантичном стремлении художника к совершенству: живопись всегда была для него лишь одним из звеньев в бесконечной цепи мироздания, которое он с неистовой жаждой пытался охватить. Исследования и эксперименты Леонардо простираются от математики, естественных наук до механики, инженерного дела, архитектуры и анатомии. Где только не проявлял себя его неистощимый ум: в дошедших до нас набросках, чертежах и разработках да Винчи находим летательные аппарты и парашют, металлургические печи и прокатные станы, ткацкие станки и печатные машины, первые проекты подводной лодки и водолазного костюма, телескопа и прожектора, танка и пулемета…

Деятельность Леонардо – ученого, инженера, философа, экспериментатора и изобретателя – темы множества выставок, состоявшихся в минувшем столетии в разных странах мира. Открывшаяся в ноябре этого года экспозиция «Леонардо да Винчи: придворный живописец миланского двора» сфокусирована на живописи художника. По словам Люка Сайсона, куратора экспозиции, развернувшейся в Национальной галерее в Лондоне, это первая выставка такого масштаба, сконцентрированная именно на становлении стиля да Винчи-живописца. Ее замысел возник несколько лет назад, когда начались расчистка и реставрация леонардовской «Мадонны в скалах» из коллекции Национальной галереи. В процессе работ созрело намерение показать обновленную картину в контексте других живописных произведений, созданных Леонардо в миланский период (1482-1499, 1505-1512 гг.). Пять лет ушло на переговоры с музеями, в коллекциях которых есть работы итальянского художника. Но потраченные усилия того стоили: Лувр предоставил свой вариант «Мадонны в скалах» и «Прекрасную Ферроньеру», петербургский Эрмитаж – «Мадонну Литта», Фонд Чарторыйского в Кракове – «Даму с горностаем», из пинакотеки Ватикана прибыл «Святой Иероним», а из миланской пинакотеки Амброзиана – «Музыкант». Елизавета II предоставила на выставку более трех десятков набросков, этюдов и рисунков Леонардо из коллекции британской короны. По словам кураторов, щедрость, с которой королевский двор одолжил им рисунки, решила судьбу всей выставки. Конечно, в экспозиции не присутствует созданная в постмиланский период знаменитая «Мона Лиза» из Лувра, да и фреска «Тайная вечеря» осталась в Милане, на стене трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие. В залах Национальной галереи знаменитую фреску Леонардо замещает полнометраженая копия, выполненная в 1520 году его учеником Джампетрино, и серия подготовительных рисунков самого маэстро. За великодушием и отзывчивостью музеев, согласившихся одолжить Национальной галерее свои шедевры, стоит не только цеховое братство, но и научный интерес. В Эрмитаже, к примеру, понимают, что на выставке в Лондоне рядом с их «Мадонной Литта» впервые будут показаны все рисунки Леонардо и его последователей, связанные с этой работой. Лувр тоже не останется внакладе: в марте будущего года лондонская Национальная галерея отправит в Париж картон да Винчи «Мадонна с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем», который займет место рядом с недавно отреставрированной живописной версией этой композиции из коллекции Лувра на одноименной выставке.

9 из 15 сохранившихся живописных произведений да Винчи собраны на уникальной выставке в Лондоне. Некоторые из них – как «Мадонна в скалах» из Лувра (1483-1486 гг.) и более поздняя ее версия из Национальной галереи (до 1508 г.) – впервые встретились в одном зале. Даже сам Леонардо, писавший эти работы с разницей в 20 лет, никогда не видел их вместе! «Соседство двух Мадонн предоставляет редчайшую возможность воочию увидеть изменения в творчестве мастера», – говорит Сайсон. Решение кураторов сосредоточиться лишь на миланском периоде творчества художника представляется вполне оправданным. 18 лет, проведенных в Милане, были самым плодотворным временем в его живописной эволюции. И, наверное, самым безмятежным периодом в жизни художника. Во Флоренции, где Леонардо начинал свою художественную карьеру, он зависел от нерегулярных спорадических заказов; прибыв в Милан и особенно став придворным художником Лодовико Моро, герцога Сфорца, обрел солидное стабильное жалованье, позволявшее не только реализовать себя в искусстве, но и заняться столь притягивающими его инженерными изобретениями и научными изысканиями. Такими же, если не большими преимуществами наделил да Винчи и следующий правитель Милана – Людовик XXII. В итоге не страдавший особым патриотизмом художник смог продолжить свои опыты – на этот раз под патронатом короля Франции, захватившего большую часть Северной Италии и изгнавшего его прежнего мецаната Лодовико Сфорца. Именно в Милане Леонардо создал фреску «Тайная вечеря» и росписи Кастелло Сфорцеско, здесь работал над грандиозным проектом самой большой на то время конной статуи в мире – памятника Франческо Сфорца, заказанной его сыном Лодовико. (До этого самой высокой считалась 4-мет-ровая статуя римского императора Марка Аврелия.) Созданная Леонардо глиняная модель колоссальной статуи высотой 8 метров, выставленная на обозрение в Милане во время свадебных торжеств, прославила его на всю Италию. Другое дело, что воплотить в материал этот циклопический замысел да Винчи так и не удалось: годами он пытался решить технические проблемы, возникавшие при отливке статуи такого размера, затем оказалось, что предназначенную на нее бронзу пустили на изготовление пушек. В общем, закончилось все печальным анекдотом: после захвата города французами в 1499 году воодушевленные победой и вином солдаты использовали глиняную лошадь в качестве мишени. Впрочем, скульптура никогда не была доминирующей в творчестве Леонардо. Он считал ее «механическим искусством», которое «требует по преимуществу физического усилия», и отдавал предпочтение живописи. Живопись да Винчи расценивал как наиболее интелектуальный вид творчества, «искусство ума», универсальный язык, который (подобно математике в сфере науки) воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. Его исследования в области световоздушной перспективы, тонального колорита, пластики фигур, композиции длились многие годы. Представленные на выставке в Национальной галерее произведения Леонардо – обе «Мадонны в скалах», «Дама с горностаем» (портрет Чечилии Галлерани – любовницы Лодовико Сфорца), «Прекрасная Ферроньера» (по мнению куратора, это портрет Лукреции Кривелли – следующей после Чечилии любовницы герцога), «Музыкант», «Мадонна Литта» – открывают различные аспекты живописных поисков художника. В построении воздушной перспективы, знаменитого сфумато (дымки) да Винчи не было равных в его эпоху. Можно часами наблюдать, как линии пейзажа, человеческих фигур, складок одежды в его портретах и многофигурных композициях взаимно повторяют друг друга, перетекая и соединяясь в одно гармоническое целое. Символика, параллели, аллегории усиливают многозначность смыслового ряда: к примеру, горностай в руках Чечилии Галлерини – это и намек на ее любовника Лодовико Сфорца, члена Ордена Горностая Фердинанда I Неаполитанского; и аллюзии по поводу фамилии самой портретируемой (греческое название горностая «гале» этимологически связано с фамилией Галлерани); и традиционный символ чистоты и достоинства (один из литературных опусов да Винчи гласит, что горностай скорее примет смерть, чем запачкает свою белоснежную шкурку).

Работа «Спаситель мира» долгие годы приписывалась одному из леонардесков – так называли итальянских художников высокого Возрождения, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо да Винчи, – учеников, последователей или подражателей. Леонардесками также именовали картины, выполненные в данной манере другими художниками; при этом многие из них ранее считались работами самого мастера. Лишь в минувшем году – после основательной реставрации – эксперты пришли к выводу, что картина написана самим да Винчи. Сегодня специалисты оценивают работу в 120 млн. фунтов, а всего лишь полвека назад, в 1958 году, она была продана на аукционе за £45 – как картина неизвестного автора. Воистину бренд – великая сила!

Печально, что из-за неудачных экспериментов да Винчи с материалами некоторые из его работ серьезно пострадали (до наших дней уцелело лишь 20% фрески «Тайная вечеря»), к другим он потерял интерес, так и не окончив. Даже возносивший до небес талант художника историк искусства Вазари признавал, что всеядность Леонардо не всегда шла ему на пользу. «Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сера Пьеро из Винчи. Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным», – писал он в своем фундаментальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». И все же именно книга Джорджо Вазари, первого биографа Леонардо, изданная в 1550 году, заложила основу современного мифа, окружающего личность и жизнь Леонардо на протяжении столетий. Всего лишь одна цитата из труда знаменитого историка: «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством». Это люди и видели в Леонардо из Винчи…

Последними словами 67-семилетнего Леонардо перед смертью, которую, по утверждению Вазари, он встретил на руках своего близкого друга, французского короля Франциска I, были: «Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той высоты, к которой я стремился!» Каким был этот недосягаемый идеал да Винчи, мы уже никогда не узнаем…

Leonardo da Vinci:
Painter at the Court of Milan
до 5 февраля 2012
The National Gallery, Trafalgar Square, London WC2N 5DN
www.nationalgallery.org.uk

 

1 Comment

  1. Для любителей Леонардо!
    Позвольте,порекомендовать книгу *Откровение Леонардо*,автор Лебедев.
    Книга, поистине раскрывает тайные мысли Леонардо и созданные им тайны.
    Глупый читатель,ничего не поймёт,а умный прозреет.
    Приятных Вам Открытий!

Leave a Reply