Олег Габышев: В выходные я сильно скучаю по балету

В детстве Олег Габышев вовсе не мечтал о балете. Поначалу он даже не танцевал, а пел в детском хоре. Поступив же в хореографическое училище, он долго упирался и рвался обратно в обычную школу. На вопрос о начале его блистательной карьеры в современном балете Олег рассмеялся и ответил: «Меня заставили родители». Его история удивительна и проста одновременно. Случайно увидев спектакль Театра балета Бориса Эйфмана в Новосибирске, Олег поехал в Петербург на просмотр в эту труппу и был в нее принят. Театр Бориса Эйфмана уникален: его спектакли раскрывают тайны человеческой психики, творческого порыва через танец. Интересно и то, что многие из них рассказывают о великих людях искусства – Чайковском, Родене, Спесивцевой. Таким образом, между создателями балета и их героями возникает неожиданный творческий диалог. На данный момент Олег исполнил главные партии во всех  спектаклях текущего репертуара театра. В апреле прошлого года за исполнение роли Родена в одноименном балете он был награжден национальной театральной премией «Золотая маска». Олег – чуткий собеседник и отличный рассказчик, поэтому наша беседа оказалась на редкость разнообразной.

Как вы начали заниматься балетом?
Идея, прежде всего, шла от мамы. Она хотела, чтобы я занимался искусством. Сначала она отдала меня в детский хор при Новосибирском государственном театре. Наш хор участвовал в небольших сценах – например, в  опере «Борис Годунов» мы пели вместе с Юродивым. В девять лет я поступил в хореографическое училище, и пришлось выбирать  – либо петь, либо танцевать. Танцы подходили мне больше. Я не обладал каким-то особенным голосом, выдающимся певцом явно не стал бы. К тому же в детстве у меня в теле была небольшая асимметрия. Мама была уверена, что физическая нагрузка поможет это исправить, и оказалась права.

Как складывались дела в училище?
Я долго стеснялся того, что учусь в хореографическом училище. Мне казалось, это звучит немужественно. Но где-то в пятом классе все изменилось. Тогда мне по классическому танцу поставили довольно низкую оценку, и это сильно задело мое самолюбие. Я понял: в танце –  мое будущее, а также осознал, что эта профессия – мужская. Ведь балет требует невероятной выносливости, стойкости, воли. Тогда я начал более серьезно относиться к своим занятиям, анализировать собственные недостатки.  Хорошо, что я спохватился тогда, когда еще была возможность многое исправить. Ведь в детстве «вылепить» из своего тела можно почти все, а уже в подростковом возрасте наверстать упущенное намного сложнее.

Чем вас привлекает современный балет?
Современный балет чрезвычайно разнообразен – и физически, и эмоционально. Есть довольно сдержанные в плане пластики и эмоций постановки, есть бессюжетные спектакли. В нашем театре, прежде всего, ставятся спектакли, которым присуща не просто сюжетность, но и серьезная драматургия и философия. Они гениально срежиссированы Борисом Яковлевичем Эйфманом. Их приятно и смотреть, и танцевать. Я замечаю, что некоторые современные постановки уходят в область абстракции. Наш балет – это исследование внутреннего мира героя. Недаром Борис Яковлевич обращается к таким историческим личностям, как Петр Ильич Чайковский или Огюст Роден. В наших спектаклях мы хотим показать, как рождались гениальные творения и какую цену за них великим художникам приходилось платить.

Вы танцевали в качестве солиста уже во многих балетных спектаклях, таких как «Анна Каренина», «Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием».  Есть ли у вас любимая партия?
Очень сложно выбрать что-то одно. Над каждой премьерой мы работаем больше года. За это время партия становится частью тебя самого. В каждую из них я вложил много времени и душевных сил. Но вот что парадоксально:  чем меньше партия, тем она сложнее. Говорят же, что нет маленькой роли. Это особенно актуально применительно к балетному искусству. Иногда бывает так, что совсем незаметную, казалось бы, роль труднее всего раскрыть. А развернутую партию исполнять проще. Во время спектакля в нее вливаешься целиком, поэтому не так волнуешься.

Как происходит процесс постановки спектакля?
Процесс постановки достаточно трудоемкий. Борис Яковлевич рассказывал, что сначала где-то  в течение года он работает над музыкальной партитурой. За это время рождаются образы, вырисовываются основные линии сюжета. Невозможно отразить все содержание романа в балетном спектакле, поэтому из «Анны Карениной» были выбраны самые яркие моменты. Борис Яковлевич стремится всех вовлечь в творческий процесс. И прежде всего – солистов и артистов. Он может отталкиваться от индивидуальных или физических качеств танцоров: у кого-то особенно хорошо получается вращение, у кого-то воздушный прыжок. Как истинный хореограф, он показывает достоинства артиста и скрывает его недостатки.

Бориса Эйфмана часто называют хореографом-философом.  Его балет  иногда напоминает античную драму или трагедию. Влияет ли исполнение таких страстных партий на вашу повседневную жизнь и поведение?
Мне кажется, некоторые роли меняют мой характер. За время постановки балета многие движения оттачиваются до автоматизма. Поэтому иногда я замечаю, что начинаю по-другому ходить и жестикулировать. Бывают и более драматичные метаморфозы. Помню, что во время работы над партией Онегина я повторил участь пушкинского героя и, подобно ему, не разглядел истинных чувств. Слава Богу, обошлось без дуэли. Возможно, я что-то себе и внушил, но тогда мне казалось: роль в балетном спектакле оказывает самое непосредственное влияние на мое поведение в жизни. В свою очередь, личный духовный опыт дополняет и насыщает роль, заставляет сопереживать герою и помогает раскрыть его внутренний мир. В то же время существует некая тонкая грань между сценой и жизнью, которую ни в коем случае нельзя переходить.

Если бы вы могли исполнить любую партию в любом балете, что бы вы выбрали?
С детства, как и все другие мальчики, занимающиеся балетом, я мечтал станцевать принца Зигфрида. Но сделать это мне не удалось, так как я перешел в современный балет, так и не став солистом в балете классическом. Впрочем, у Бориса Яковлевича была задумка поставить «Лебединое озеро» поэтому, возможно, когда-нибудь мне и удастся осуществить эту мечту.

Кого бы вы назвали своим любимым композитором?
Когда танцуешь, не замечаешь всей прелести той или иной композиции. Но какое-то время назад я попал на симфонический концерт, на котором исполняли симфонию Берлиоза. Многие из фрагментов этой симфонии были хорошо знакомы, так как они оказались выбраны для одного из наших балетов. Когда я услышал эту музыку, сидя в зале, то почувствовал всю ее многогранность и красоту. Я мысленно начал под нее танцевать, проникся ею. Вообще же, я очень люблю музыку, звучащую в наших спектаклях, – произведения  Чайковского, Моцарта, Берлиоза, Бетховена.

Вы упомянули, что в состоянии покоя вам вдруг стали приходить новые мысли и идеи. Что больше всего вдохновляет вас на работу?
Наверное, чувство любви. Любви к искусству, к балету. Ведь танец для меня не только профессия, но и мое любимое занятие, призвание. Есть люди, которые не любят свою работу и каждый день ходят на нее как на каторгу. У меня наоборот. Когда выпадают выходные, я начинаю сильно скучать по балету. Эта зависимость от балета есть у многих танцовщиков. Мне кажется, это хорошо, ведь если ты относишься к чему-то с любовью, то легче добиваешься цели, чувствуешь вдохновение.

Расскажите о своем графике работы.
Для личной жизни наш график не очень удобен. День разбит на несколько частей. Как в любом государственном театре, мы работаем 7 часов в день. Репетируем четыре часа утром и три вечером. Выходные же всегда плавающие. Они зависят от спектаклей и гастролей, под которые мы подстраиваемся. Большинство выступлений на данный момент проходит за границей, так как пока у нас нет своей сцены. Но мы надеемся, что года через два, когда в Петербурге построят Дворец танца, где вместе с нашей труппой будут работать другие хореографические коллективы, у театра появится свой дом. Иметь собственную сцену важно, потому что арендовать площадки не всегда удобно, да и дорого. Когда мы выступаем дома, зал всегда полон. На наш балет «Онегин» даже как-то приходила Мадонна. Говорят, что, находясь в России на гастролях, она позвонила своему бывшему хореографу в Нью-Йорк и спросила его, куда ей стоит сходить. Он посоветовал наш театр, и по счастливой случайности мы как раз были в Петербурге.

Кто из танцоров или преподавателей оказал на вас наибольшее влияние?
Я очень уважаю Михаила Барышникова. Это легендарная личность. Он  до сих пор полон новых творческих идей и проектов. Из тех артистов, с которыми я был лично знаком, на меня огромное влияние оказал солист Новосибирского театра оперы и балета Владимир Георгиевич Григорьев. Мне посчастливилось наблюдать, как он работает в зале. Владимир Георгиевич всегда приходил за полчаса до занятия и часто задерживался после его окончания. Он искренне обожает свою профессию и сумел передать любовь к танцу и мне. Из Новосибирского хореографического училища меня выпускал Александр Николаевич Шелемов, которому я тоже невероятно благодарен. Александр Николаевич был моим педагогом по классическому танцу. Чуть позже он стал художественным руководителем училища (ныне – колледжа). Это замечательный преподаватель, в прошлом он был учеником Пестова, а недавно его признали лучшим педагогом года. Моя карьера солиста балета – это, конечно же, заслуга моих учителей. Но самым главным человеком в моей творческой судьбе является Борис Яковлевич Эйфман. Я благодарен ему за то, что он помог мне стать тем, кем я являюсь сейчас.

Какие у вас планы на ближайшее будущее?
В апреле мы везем балеты «Анна Каренина» и «Роден» в Лондон. Спектакли состоятся в театре «Колизей» 15-19 апреля. Мы гастролировали на этой сцене два года назад. Это очень уютное, удобное здание. Удивительно то, что с улицы театр кажется не таким большим, но внутри него невероятно просторно. Предыдущие гастроли в Лондоне прошли замечательно. Нашему театру был оказан очень теплый прием. Надеемся, мы сможем повторить этот успех.

Выступления Театра балета Бориса Эйфмана пройдут 15-19 апреля 2014 года в Лондоне на сцене London Coliseum. Программу гастролей составят британская премьера спектакля «Роден» (15, 16 и 17 апреля), а также балет «Анна Каренина» (19 апреля, два показа). Выступления театра в London Coliseum в 2014 году являются официальными мероприятиями перекрестного Года культуры России и Великобритании и призваны стать важной частью программы межгосударственного сотрудничества.

2 Comments

Leave a Reply