Вокруг светаЛондон

Notting Hill

Лондонский район Ноттинг-Хилл ведет свою историю от некогда существовавшей здесь дорожной заставы и ранее носил название Кенсингтонского гравийного карьера.

До 1820-х годов это была обычная сельская местность, затем ненадолго здесь разместился ипподром с беговой дорожкой, и, наконец, привольно раскинулась Лэдброукская застройка с ее нарядными оштукатуренными особнячками. Семейство Лэдброуков, владевшее землями на севере Кенсингтона, наняло архитектора Томаса Эллома для превращения этой малоразвитой территории в район элитной недвижимости на манер Белгравии. В период 1820-1835 годов в этом районе, который в документах именовался Северным Кенсингтоном, возвели свыше 13 тысяч домов. Район, который показался недостаточно удобным бизнесменам из Сити, быстро заселила целая армия адвокатов, отставных военных и редкие люди искусства.

Упадок благополучного района начался после Первой мировой войны. Ноттинг-Хилл овдовел: отцы, мужья, братья и сыновья не вернулись с фронта, женщины «уезжали к родственникам», не в состоянии содержать свои просторные дома. Пустовали целые улицы. Следующий удар некогда буржуазный район получил во время Второй мировой от массированных бомбардировок люфтваффе. После войны уцелевшие массивы района стали «уплотняться». Эдвардианские дома делили на небольшие квартиры и лачужки для беженцев. Вчерашний респектабельный район стал пристанищем погорельцев, приютом для карибских иммигрантов, а также для беженцев из разоренной Восточной Европы. Хозяин этих трущоб, местный домовладелец Питер Рахман, разработал весьма эффективную схему эксплуатации и запугивания квартирантов – схему, которая превратила его самого в миллионера, а его имя сделала синонимом невзгод. Подобные бессовестные притеснения привели в конце концов к межрасовым столкновениям, вылившимся в бои на улицах Ноттинг-Хилла, которые по недоразумению окрестили «мятежом 1958 года».

Но эта грустная история послужила началом одной веселой и шумной традиции. В январе 1959-го в Ратуше Сейнт Панкрас был проведен Ноттинг-Хилльский карнавал в качестве яркой формы протеста против расовых притеснений.

Карнавал имел грандиозный успех и проводился в закрытом помещении аж до августа 1965 года.

К 1976 году число участников карнавала выросло до 150 000, событие приобрело определенно карибский акцент и нередко омрачалось стычками весьма нетрезвой карибской молодежи и лондонской полиции. В то время принц Чарльз был одним из немногих, кто поддерживал карнавал. В результате отношение властей изменилось с резко негативного на весьма положительное. Теперь это событие, проходящее в Ноттинг-Хилле ежегодно в последние воскресенье и понедельник августа, является образцом британского мультикультурализма и самым большим уличным шествием в мире после Рио-де-Жанейро. Что туристам в радость, то местным жителям в тягость. Как местный житель скажу, что последний week-end августа – это просто катастрофическое стихийное бедствие. Спасайся кто может! Заколачиваются и закрываются многие магазины и рестораны, в то время как каждый закоулок и улочка становятся импровизированным необустроенным общественным туалетом (особенно сочувствую жителям lower ground floors). В воздухе висит устойчивый запах пива, марихуаны и туалета – настоящий мультикультурализм во всех его проявлениях, смешанный с толерантностью и отсутствием попыток какой-либо борьбы с незаконной иммиграцией, представители которой, похоже, полным составом приезжают в эти дни в Ноттинг-Хилл оторваться по полной.

Вышедший на экраны в 1999 году фильм «Ноттинг-Хилл» с участием Джулии Робертс и Хью Гранта канонизировал уже сложившийся миф о некоем внеклассовом интеллектуальном блеске, присущем данному району. В результате сюда массово стали переезжать не столь интеллектуальные, сколько богатые американцы, цены на жилье стали бить ежегодные рекорды. Теперь Ноттинг-Хилл – оплот shabby chic, респектабельный район, издающий собственный глянцевый журнал для местных жителей, в котором то и дело фигурируют новости сотни местных питейных заведений и рестораций; галерей, а также бесчисленного количества специализированных книжных и антикварных магазинчиков. Коренных жителей год от года становится все меньше и меньше, а респектабельных иностранцев с финансовым, банковским и биржевым прошлым – все больше. Среди богатых русских, присматривающих недвижимость в Лондоне, район все еще не особо популярен; может, оно и к лучшему, иначе и мне бы стало совсем не по карману снимать здесь маленькую квартиру в доме эдвардианской застройки с уютным камином и потолками в 5 метров.

Где жить:
Portobello Hotel

На тихой улочке Ноттинг-Хилла притаился элегантный особняк в неоклассическом стиле, мало чем напоминающий снаружи гостиницу, однако снискавший за свою полувековую историю заслуженную репутацию потайного места «для своих» среди артистов, художников и музыкантов. Гостиница была основана в 1971 году. Все комнаты отеля имеют индивидуальный дизайн с большим количеством антиквариата и не повторяются в своих деталях, при этом возникает ощущение, что это не отель вовсе, а квартира эксцентричной ноттинг-хилльской дамы с богатым прош-лым хиппи и имиджем «фам фаталь». Дизайн сделала легендарная жительница Ноттинг-Хилла Джули Ходжесс – женщина прекрасная во всех отношениях, новатор своего времени и талантливейший декоратор, творчеству которой принадлежит еще одна ноттинг-хилльская достопримечательность – одноименный ресторан «Джули’c».

22 Stanley Gardens, London W11 2NG

Где поесть:
Julie’s restaurant

Эта ресторанная легенда была открыта в 1969 году и на протяжении 40 лет, будучи изначально Меккой для хиппи, продолжает притягивать забавных лондонских артистических персонажей и знаменитостей. Если говорить иносказательно, то «Джули’с» – это «бабушка рока» лондонских ресторанов. Декор, весьма опулентный, для Лондона не типичный, с элементами китча, и сегодня выглядит смело и актуально. О том, что это место было когда-то открыто хиппи, свидетельствует тот факт, что когда-то давным-давно в этом здании располагался районный морг. Какой же это был скандал в далеком 69-м году – безусловный залог успеха на десятилетия вперед! Ресторан и бар открыты каждый день с завтрака по ужин, с короткими перерывами. В теплое время года постарайтесь занять место на живописной террасе. Меню по принципу: то, что нравится хозяевам, четкой географии в блюдах нет, но весьма разнообразно.

135 Portland Road, London W11 4LW

Что делать:
Portobello market

На Портобелло-роуд, названной так в честь давнишней победы над испанским городом Porto bello в Панаме, расположен один из самых известных в мире блошиных рынков. Здесь можно найти все, что угодно: антиквариат, одежду, украшения, сувениры и полезные безделушки. Лучше всего заглянуть на Портобелло-роуд в субботу – именно в этот день открыты практически все магазины старьевщиков и антикваров. Кстати, это самый большой рынок антиквариата в Великобритании. Первые антикварные лавки начали появляться здесь в конце 1940-х годов, а продуктовый рынок существовал здесь еще в XIX веке и работает на протяжении всей недели и сегодня. Постарайтесь прийти сюда как можно раньше – к полудню будет не протолкнуться. От туристов, желающих увезти с собой частичку старой Англии, отбоя нет. Рынок в субботу и пятницу открыт с 7 утра.

Portobello Road, London W11 2DY

Где гулять:
Holland Park

Одним из достоинств жизни в районе Ноттинг-Хилл является его близость к Холланд-парку, считающемуся одним из самых романтичных и умиротворенных парков Западного Лондона. Туристов здесь значительно меньше, чем в Гайд-парке. Северная половина представляет собой практически дикий лесной участок, в центральной части находятся руины Холланд-хауза с классическим парковым ансамблем и большой спортивной площадкой. В 1952 году руины старинного поместья, уничтоженного зажигательной бомбой во время Второй мировой, были выкуплены городом, законсервированы, и теперь каждое лето здесь проводится оперный фестиваль под открытым небом. Только представьте нежный поток музыки и пения, разливающийся по всей округе теплой ночью под луной. Для любителей ландшафта в парке имеется сад Киото, для любителей спорта – теннисные корты за 7 фунтов в час и футбольные поля. Обратите внимание на павлинов – их здесь и не сосчитать. Никогда не думал, что эти огромные птицы умеют так бойко летать и живут на деревьях.

Holland Walk, Kensington, London W8 7QU

Leave a Reply