Недвижимость

Greenwich Millennium Village – деревня с характером

Greenwich-Millennium-Village,-LondonБезусловно, Лондон – один из самых уникальных, обаятельных и красивых городов планеты. Ни средневековая Прага, ни ультрасовременный Дубай, ни мировая столица романтиков – Париж, ни даже «никогда не спящий Нью-Йорк» не сравнятся с тем архитектурным и культурным наследием и разнообразием, которым могут похвастаться лондонцы.

Пройдясь вечером по King’s Road, проведя субботнее утро на Portobello Road, попив глинтвейна на крытом рынке в центре старого Гринвича, устроив пикник на Primrose Hill, или поев блинов с грибами в Hampstead Village, просто невозможно не влюбиться в этот город. Каждая улочка, каждое здание, площадь, скверик и магазинчик имеют свою энергетику, свою историю, своё очарование. Но, к сожалению, мы не замечаем и не ценим то, что имеем, и именно поэтому всегда стоит на минутку остановиться и внимательно посмотреть вокруг. В Лондоне существует множество районов, о которых вы, скорее всего, не слышали, или слышали, но никогда там не были. Но эти районы являются неотъемлемой составляющей лондонской мозаики, и без них столица Англии никогда бы не стала тем самым архитектурным и социокультурным уникумом. Не побывав в этих районах и не насладившись их атмосферой, язык не повернётся назвать себя знатоком Лондона.

«Деревня» вчера, сегодня и завтра

Один из таких районов, уже заслуживший десятки международных наград за инновационное и экологически рациональное строительство и, конечно же, заслуживающий нашего внимания – Greenwich Millennium Village (GMV). В 1997 году English Partnerships, один из самых крупных developers Великобритании, взялись за регенерацию полуострова Гринвич (Greenwich Peninsula) – 120 гектаров земли, находящихся на южном берегу реки, на гринвичском меридиане, чуть севернее Гринвич-парка, восточнее Canary Wharf, южнее Excel Exhibition Centre и западнее City Airport.

Большую часть своей истории Гринвичский полуостров был довольно непримечательным местом, где можно было только выращивать домашний скот, заниматься сельским хозяйством и казнить речных пиратов . Но романтика и гармония этого района исчезли к концу XIX века, когда в 1889 году здесь открыли самый большой в Европе завод по производству газа. В 1897-ом построили Blackwall Tunnel, и почти весь XX век полуостров являлся индустриальным центром юго-восточного Лондона. Газовый завод закрыли лишь в 1985 году, хотя газохранилище и несколько других заводов до сих пор действуют.

English Partnerships взялись за один из самых крупных регенерационных проектов не только Лондона, но и Европы, который ближе к финальным фазам застройки будет иметь около 5000-6000 жилых квартир и домов и около 50 000 квадратных метров коммерческих площадей. Сравнивая с шанхайскими и дубайскими проектами на 10 000-20 000 и более жилых единиц, конечно, GMV кажется типичной мало-масштабной лондонской застройкой. Но, побывав в этой «деревне», вы поймёте, насколько продуман каждый элемент не только зданий, но и скверов, мощеных улиц, внутренних садов, экологического парка, а также сможете почувствовать, сколько души вложил в этот проект известный шведский архитектор Ralf Erskine. И не стоит забывать, что всё строительство здесь происходит на прежде индустриальной, загрязненной территории, которую сначала требовалось очистить и привести в пригодное для жизни состояние. Именно поэтому GMV – это пример подражания для всех прогрессивно мыслящих архитекторов, образец рационального и экологически чистого строительства, о котором постоянно пишут в международной прессе и рассказывают на лекциях в университетах.

Весь проект состоит из четырёх фаз, и на сегодняшний день не полностью закончена вторая фаза. Ударение ставится на «дух соседства и дружного сообщества», и поэтому большинство зданий в «деревне» имеют приватные садики и площади, где исключительно жители деревни (а не каждый прохожий) могут насладиться тишиной и спокойствием; где они могут познакомиться с соседями и пообщаться с друзьями. Нельзя не упомянуть Экологический парк (Ecology Park), находящийся в 10 метрах от реки, к западу от яхт-клуба, в котором developers решили оставить всю флору и фауну в её оригинальном первозданном виде и который больше напоминает прибалтийский березняк, чем ухоженные английские парки. Из большинства квартир открывается великолепный вид на реку, Canary Wharf, Thames Barrier или Экологический парк, и поэтому каждая квартира имеет балкон, чтобы было где отдохнуть от лондонской суеты и насладиться очаровательными пейзажами. От станции метро North Greenwich до самой «деревни» примерно 7-10 минут ходьбы по ухоженной набережной, либо по алее, усаженной молодыми дубами и осинами. Никогда не возникает мысль, что это слишком далеко, наоборот, весь путь не перестаешь удивляться гармоничному и удачному сочетанию города и природы.

Когда изначально планировались четыре фазы развития этого района, местоположение Millennium Dome ещё не было выбрано, да и Jubilee Line не проходила через North Greenwich. По прошествии почти десяти лет Millennium Dome теперь является неотъемлемой частью GMV и вместе с открывшейся в мае 1999 года станцией метро North Greenwich он изменил будущее этого района навсегда. Уже летом 2007 года безмятежность и умиротворение канут в вечность и их заменят энергичность и двадцатичетырёхчасовая активность, и Millennium Dome наконец-то станет тем, чем он должен был стать ещё 6 лет назад – предметом мировой зависти и восхищения.

Millennium Dome – взлёты и падения

В начале XXI века у правительства Тони Блэра, помимо похмелья от финансового кризиса марта 2000 года и усиления потенциальной террористической угрозы в стране, возникла ещё одна проблема – найти применение никому не нужному ?789-миллионному куполу диаметром 365 метров с 12 стометровыми штырями желтого цвета, именуемому Millennium Dome.

Когда в середине 90-х прошлого века правительство лейбористов решило построить Millennium Dome, оно считало, что тем самым сможет «утереть нос» всему миру: они возведут что-то грандиозное, великолепное, чем смогут гордиться внуки и правнуки тогдашнего поколения. Но, к сожалению, не прошло и года после официального открытия «купола», как в сентябре 2000-го главный организатор и первоначальный директор проекта Michael Heseltine признался, что это была плохая и глупая затея. Со дня открытия Millennium Dome в ночь с 31 декабря 1999-го на 1 января 2000 года прошло почти семь лет, но за это время там состоялось менее пяти концертов, выставок или событий, достойных всемирного внимания. Помимо конкурса «Мисс мира 2000» и выставки бриллиантов Millennium Dome долгое время служил приютом для бездомных и местом размещения путешествующих студентов. Учитывая, что содержание этого пустующего здания обходилось государству в один миллион фунтов стерлингов в месяц, то абсолютно неудивительно желание правительства избавиться от «купола» при первой же возможности. Самый большой благотворительный фонд Великобритании – Wellcome Trust хотел открыть тут исследовательский центр биомедицины; архитекторы лондонского колеса обозрения (London Eye) подумывали на этом месте построить жилые небоскрёбы; и даже футбольный клуб «Арсенал» взвешивал все за и против переноса своего стадиона в North Greenwich в случае если бы местное самоуправление, Islington Council, отказали в строительстве Emirates Stadium на севере Лондона.

Но всё это так и осталось планами, и лишь когда в мае 2005-го новый совладелец Millennium Dome американский миллиардер Philip Anschutz договорился с ведущим британским оператором мобильной связи «O2» о продаже прав на название «купола», теперь именуемого «О2 Центр», стало проясняться светлое будущее этого шедевра современной архитектуры. Применение ему нашли самое финансово рациональное – музыкально-развлекательный комплекс. По словам Bert Martin, директора проекта, «ничего подобного не было ещё построено в мире. Размер нового комплекса действительно колоссальный, и пока его не увидите своими глазами изнутри, никогда не поймете, насколько он велик… В него могли бы поместиться две Трафалгарские площади, 72 теннисных корта, и если его перевернуть вверх дном, то в него можно было бы влить 3.8 миллиарда пинт пива».

На самом же деле пиво в него вливать никто не собирается, да и теннисные корты построены тоже не будут. В «О2 Центре» разместятся кинотеатр с 11 залами, множество ресторанов, баров, магазинов, театр и музыкальная арена на 26 000 человек, которая может быть легко переоборудована в спортивный зал, баскетбольную площадку или каток для фигурного катания буквально за два часа. На арене будет проходить около 150 различных концертов и шоу в год, и здесь собираются проводить чемпионат мира по гимнастике 2009, а также некоторые из выступлений гимнастов в Олимпийские игры 2012 года.
На прилегающей земле построят отель-люкс, жилые дома с несколькими тысячами квартир, десятки тысяч квадратных метров офисных помещений – преобразуют Greenwich Peninsula из оазиса спокойствия и умиротворения в настоящий мини Лас-Вегас. К тому же сейчас полным ходом идут переговоры об открытии супер-казино на втором этаже западного крыла, и если «купол» получит «зеленый свет», то это сделает его не только основным лондонским развлекательным центром, но, пожалуй, и самым популярным местом во всей Великобритании. И чтобы ни у кого не было сомнений в серьёзности намерений новых владельцев – как только новый центр откроется летом 2007 года, в нём сразу пройдут концерты известнейших поп-певцов, таких как Justin Timberlake, Beyonce и Robbie Williams.

Такой разный Лондон…

Лондон – это замечательный пример perpetuum mobile. Жизнь здесь кипит круглые сутки, семь дней в неделю и умиротворение можно найти, лишь выехав за пределы города. Но буквально в 20 минутах езды на метро от Bond Street находится полуостров Гринвич, который уже несколько лет удивляет жителей и посетителей своей «не по-лондонски» спокойной и размеренной атмосферой. Конечно, если внимательнее присмотреться, то обязательно найдётся и другая «деревушка» в пределах столицы, способная очаровать вас своей гармоничностью и уравновешенностью, но уникальность Лондона в том и заключается, что далеко ехать и долго искать не надо.

Лондон настолько разнообразен, что если внимательно приглядеться, то обязательно увидите неповторимые и прекрасные уголки человеческого бытия и на набережной в Battersea, и на маленьких улочках Wimbledon-a, и в кафе и ресторанах Fulham-a, и в экстраординарности жителей Camden Town-a. А вся эта трансформация целого полуострова за четверть века от индустриального центра к экологически и социально дружелюбному сообществу, и от такого сообщества – к мини Лас-Вегасу лишь в очередной раз доказывает готовность Лондона не просто плыть по течению, а быть зачинателем моды и двигателем прогресса.

Роман Григорьев

Leave a Reply