Стиль жизни

Горнолыжные страсти

Сегодня поехать на горнолыжный курорт – это норма жизни. Главное ­ определиться с местом и временим. Сейчас даже странно вспоминать, чем для нас были горные лыжи в 80­е – это был в прямом и переносном смысле глоток свежего воздуха. Воздуха свободы.

Когда в 1972 году была опубликована книга Жан­Клода Килли «На лыжах вместе с Килли», наш мир взорвался. Мы, тогда молодые, начинающие горнолыжники, только осваивали азы этого вида спорта, и каждое слово в этой книге воспринималось как чудо. И кто писал? Сам прославленный Жан­Клод Килли ­ знаменитый французский горнолыжник, победитель зимней Олимпиады 1968 года в Гренобле во всех трех видах горнолыжных соревнований, 6­кратный чемпион мира, обладатель первых двух Кубков мира по горнолыжному спорту. В книге была фраза, которая стала нашим девизом на многие годы: «Горные лыжи не счастье, но вполне могут его заменить». Мы с упоением катались, продолжая цитировать наставления Килли: «Присел, укололся, повернулся», с замиранием повторяя красивые слова ­ гадиль и авальман.

Шли годы. После Чегета, Домбая, Славско мы плавно перекочевали на горнолыжные курорты Европы, наслаждаясь ухоженными трассами и сервисом. Когда россиян стало слишком много на европейских курортах, все газеты писали о наплыве «новых русских» и о невероятных деньгах, которые они тратят на свой отдых. Сложно осуждать людей, которые впервые в жизни могли, имея деньги, получить все самое лучшее. А почему нет? Надо сказать, что и владельцы курортов тоже не растерялись. Застраивали курорты новыми отелями, открывали бутики с самыми дорогими брендами ­ и все в расчете на русских туристов.

Сегодня, побывав на всех горнолыжных курортах, можно с уверенностью сказать, какое место лучше для семейного отдыха, для экстремального катания или для отдыха с детьми.

Тому, что Куршевель стал любимым местом для многих россиян, удивляться не приходится. Этот курорт задолго до нашего обожания был одним из самых лучших мест по многим признакам и покорил сердца сотен тысяч безумцев, влюбленных в горные лыжи, так как это поистине универсальное место для отдыха. Куршевель ­ это один из трех курортов, относящихся к Трем долинам (Мерибель, Куршевель и Валь Торанс), которые объединяют курорты, расположенные на разных уровнях высоты: на нижнем (1350 ­ 1450 м) ­ Мерибель, Ля Танья и Куршевель ­ 1550, 1650; на среднем (1850 м) ­ Ле Менуир и Куршевель – 1850, Мерибель Моттаре – 1750 м; на высоком (2300 м) ­ Валь Торанс.

Каждый день можно менять зону катания и получать удовольствие от разнообразия трасс и мест. Описывать трассы или отдельные ущелья бесполезно ­ всего их более 100. Когда в 90­е после Чегета и Домбая мы впервые оказались в Трех долинах, у меня было чувство, что я нахожусь в сказке. Я подняла голову и увидела переплетение трех подъемников в Ле Менуир. Это было нереальное видение. При этом в Куршевеле и огромное количество всякого рода развлечений ­ от концертных залов, дискотек, пьяно­баров до кулинарных и языковых курсов. Есть боулинг, четыре бассейна, семь фитнес­залов, два сквош­зала. Есть санная трасса, три катка, клаймбинг, катание на собачьих упряжках, снегоходах. Есть гиды для внетрассового катания, для прогулок по горам на снегоступах. Ежегодно проводятся соревнования и различные ски­шоу. Мне кажется, странно удивляться, почему люди выбирают этот курорт. Я знаю немного таких мест, где все было бы в «одном флаконе». Один из приятных моментов Куршевеля ­ это возможность надеть лыжи в гостинице (многие отели стоят на склоне) и спуститься к подъемникам и также подъехать на лыжах к отелю после целого дня катания. И если сейчас процесс снятия ботинок не составляет больших проблем, то много лет назад, когда горнолыжный ботинок сковывал ногу, как «испанский сапог», бывалые лыжники шутили, что удовольствие от снятия ботинка было близко к сексуальному.

Но ездить в одно и то же место становится скучно, и для разнообразия время от времени и в зависимости от требований мы выбираем другие места. Так, если у вас большая семья и вам надо быть уверенным, что и вашим детям будет чем заняться после горы, замечательным местом отдыха могут стать австрийские Альпы. Мы немного остановимся на курортах Лех и Сант­Антон, но главная наша задача ­ рассказать о Сант­Кристофе ­ крохотном эксклюзивном курорте, где расположилась Федеральная академия Австрийского горнолыжного союза и проходят обучение австрийские лыжные инструкторы. Расположенный на высоте 1800 метров, это один из самых высокогорных курортов в Альпах.

Лех считается самым модным и престижным курортом в высших слоях общества. Сюда приезжают отдыхать и знаменитые актеры (Том Круз), и королевские особы, золотая молодежь и чинные респектабельные семейства. Своеобразный микроклимат, обеспечивающий прекрасное состояние снежного покрова на протяжении всего сезона, высочайший уровень сервиса комфортабельных отелей и всей горнолыжной инфраструктуры принесли Леху славу одного из лучших курортов в мире.

Район катания ­ Лех­Оберлех­Цюрс. Горнолыжные трассы поднимаются прямо от гостиниц на километровую высоту, расходятся вверх в разные стороны, предоставляя возможность выбора как для новичков, так и для любителей сложных спусков. Для сноубордистов в Лехе построили фан­парк на горе Шлегелькопф.

Любители экстрима могут попробовать хели­скиинг и хели­бординг или принять участие в ежегодных гонках Der Weisse Ring – «Белое кольцо». Это состязание на выносливость – придется преодолеть 22 километра трассы.

Находящийся по соседству Сант­Антон ­ это образец австрийского горнолыжного курорта. Здесь расположены самые дорогие горнолыжные отели в Австрии, проходят самые шумные вечеринки, и при этом катальная зона вполне может сравниться с любимыми Тремя долинами. Наряду с многочисленными прекрасно подготовленными трассами в Сант­Антоне имеются широкие возможности катания по целине. Именно здесь сто лет назад зародился горнолыжный спорт. Знаменитые местные гонки Кандагар ­ Арльберг приобрели славу самых престижных, приравниваемых к чемпионату мира.

Появление этого курорта неразрывно связано с Сант­Кристофом, который находится в десяти минутах езды от Сант­Антона. Много лет назад мы влюбились в это местечко и отель Arlberg Hospiz.

Но прежде чем рассказывать о достоинствах этого отеля, хотелось бы обратить ваше внимание на его название ­ хоспис (клиника для безнадежно больных людей). А появилось это название следующим образом. Местное население Арльбергских гор никогда не занималось земледелием, но всегда организовывало переходы через горы. Так, в начале XIV века дорога через Арльберг получила название «Соляного пути».

Соляные конвои проходили по перевалам и останавливались по дороге в двух замках, находившихся по разные стороны горной вершины. В горах погода меняется быстро, и путешественники попадали под внезапные снегопады и ливни, сопровождаемые ураганными ветрами, в результате многие путешественники погибали. И в 1386 году пастух Генрих Финделкинд, служивший у хозяев замка Арлен на восточной стороне Арльберга, собрал деньги и получил разрешение оборудовать на перевале приют для тех, кого застигла в горах непогода. Папа Бонифаций IX, оценив это богоугодное дело, в 1398 году благословил строительство церкви и организацию хосписа. Так возникло братство св. Кристофа, члены которого спасли немало человеческих жизней, а также, что в хосписе св. Христофора неизлечимые больные будут иметь возможность спокойно умереть. Позже, во времена Реформации, оно было распущено, хотя монашеская обитель на высоте 1800 метров над уровнем моря продолжала принимать странников, нуждающихся в помощи.

Нормальной дороги через перевал не существовало до 1824 года. Лишь в 1840­м было установлено ежедневное сообщение между Тиролем и Форарльбергом. В 1880 году было принято решение о строительстве десятикилометрового туннеля под Арльбергом. И осенью 1884 года в присутствии императора Франца­Иосифа состоялось официальное открытие арльбергской железной дороги. Десятки крупных трансъевропейских маршрутов пролегли через «Всемирную деревню». В ней останавливался даже знаменитый Orient Express.

Это история возникновения хосписа, на месте которого сейчас находится отель Arlberg Hospiz, который был открыт в 1957 году.

Благодаря перевалу Сант­Кристоф произошло еще одно важное для горнолыжного спорта событие. Ранним утром 3 января 1901 года несколько друзей встретились в центре Сант­Антона и решили отметить наступление не просто Нового года, а ХХ века неординарным способом ­ совершить лыжное восхождение на перевал Arlbergpass, к приюту Сант­Кристоф. Добравшись до Сант­Кристофа, они оставили запись в гостевой книге: «Восхищенные Природой, вдохновленные Спортом, чувствуя потребность создать место встречи поклонников этого благородного увлечения, мы учреждаем Арльбергский лыжный клуб». Далее следовали восемь подписей и герб: круг с надписью «Ski Club Arlberg», год основания, перекрещенные лыжи. Вертикально на полях кто­то добавил: «Ski Heil!» («Да здравствуют лыжи!»), что стало клубным приветствием. Так начался век горных лыж.

В начале прошлого века никаких канаток в Сант­Антоне не было. Но это не помешало в 1903 году Ski Club Arlberg (SCA) провести свои первые соревнования. Среди прочих энтузиастов в них принял участие 13­летний паренек из Штубена Ханнес Шнайдер, которому суждено было стать самой знаковой фигурой в горнолыжной истории: его до сих пор (не только в Австрии) считают лучшим лыжником всех времен и народов. В 1907 году Шнайдер стал первым в мире профессиональным инструктором, постоянно работавшим в отеле Post в Сант­Антоне.

Шнайдер заложил основы современной горнолыжной техники ­ спуск на параллельных лыжах, так называемый арльбергский стиль, и методику обучения ему. Снялся в нескольких фильмах немецкого режиссера А. Фанка, способствовавших росту популярности горных лыж. Спустя сто лет, в 2001 году, в память о выдающемся событии ­ создании первого горнолыжного клуба в Сант­Антоне провели первый горнолыжный чемпионат мира нового тысячелетия.

Кстати, а может быть, и совсем некстати, именно в 2001 году на закрытие чемпионата мира, проходящего в эти дни в Сант­Антоне, в Сант­Кристоф, в отель Arlberg Hospiz, после официального визита в Вену приезжал тогда еще президент России Владимир Путин с женой. В этом пятизвездочном отеле в разные годы останавливались представители практически всех существующих королевских фамилий, султаны, президенты. Но, наверное, с такой помпой не приезжал ни один президент. Он прибыл в сопровождении 130­140 человек – при том что местных жителей в Сант­Кристофе всего 150.

Arlberg Hospiz ­ удобный отель со всех точек зрения. Прекрасное катание, замечательный ресторан, мини­клуб, где организуются различные спортивные и развлекательные программы для детей, и спа­центр с финской сауной, парной, инфракрасной кабиной, солярием и комнатой отдыха с водными кроватями, соляной грот, гидротерапия по Кнайппу, японские ванны, ароматерапия. Кроме всех перечисленных чудес остается только добавить, что владелец Arlberg Hospiz коллекционирует вина и в отеле находится винный погреб ­ крупнейший во всей Австрии, в котором он устраивает дегустации вин.

Следующим нашим маршрутом будет Аспен в Америке, в горах Колорадо, в долине Roaring Fork. Все, кто там катался, остались под большим впечатлением как от количества трасс, так и от возможностей, которые есть на этом курорте для отдыха после горы. Аспен объединяет четыре изолированные зоны катания – Аспен Маунтин (Aspen Mountain), Аспен Хайлендс (Aspen Highlands), Баттермилк (Buttermilk) и Сноумасс (Snowmass). Все вместе они предлагают 200 км трасс на все вкусы. Самые высокие вершины в этом районе – Марун Беллс (4247 м) и Пирамид Пик (4205 м). По проводимым опросам, Аспен занимает первое место в США по разнообразию занятий apres­ski. В Аспене 125 ресторанов, 47 баров, 5 кафе, 4 кинотеатра, 7 дискотек, театр, 40 художественных галерей, Tube Town и пейнтбол в Сноумассе, экскурсии на снегоступах.

Как говорится, «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, чтобы оценить это американское чудо, надо увидеть его своими глазами. Ну что ж, в дорогу!

Leave a Reply