АнонсИскусствоКультура

Опера «Евгений Онегин» в Ковент-Гарден

Впервые «Евгений Онегин» в постановке режиссера Каспера Хольтена прозвучал в 2013 году. Это был его дебютный спектакль на посту директора Королевской оперы в Ковент-Гарден. Конечно, к тому времени у Хольтена уже были впечатляющий опыт работы художественным руководителем Королевской оперы Дании и репутация одного из самых интересных современных оперных режиссеров, на счету которого 60 постановок оперных, драматических и музыкальных спектаклей и оперетт в Европе, США И Австралии. За одно из самых трудных в оперной практике произведений – тетралогию Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» – на сцене Королевской оперы Дании Хольтен получил ряд престижных премий.

О своем выборе оперы русского композитора для дебютного спектакля он рассказал в интервью нашему журналу: «Это было удачное сочетание разных факторов. С одной стороны, новая постановка этой оперы уже стояла в плане театра, а мне не терпелось испытать себя в качестве режиссера на сцене Ковент-Гарден. С другой стороны, я всегда увлекался русской литературой. Мне очень нравился Пушкин – настолько, что ради того, чтобы читать его произведения в оригинале, я в школе стал изучать русский язык. Конечно, сейчас ничего не помню, но в школьные годы таки смог прочесть Пушкина на русском языке! Поэма «Евгений Онегин» была мне особенно дорога. Будучи подростком, я отождествлял себя с Татьяной: ее эмоциональность, искренность, порывистость находили во мне отклик. Также хотелось понять Онегина, его поступки, сущность, характер. Я всегда мечтал поставить эту оперу».

 

T-›BC20151216_0183-OKSANA-VOLKOVA-AS-OLGA,-DMITRI-HVOROSTOVSKY-AS-EUGENE-ONEGIN,-NICOLE-CAR-AS-TATYANA-(C)-ROH.-PHOTO-BY-BILL-COOPER

 

Неудивительно, что постановка Хольтена получилась очень личностной, а значит – спорной, вызвав шквал дебатов и неоднозначных рецензий. Критик Роджер Смит, к примеру, написал, что «деконструированная Каспером Хольтеном опера «Евгений Онегин» оставила многих зрителей (а также критиков) с ощущением,  будто няня забрала у них любимую игрушку-мишку, оставив взамен книгу о немецком экспрессионизме в кино».

Поклонников традиционных классических интерпретаций смутило отсутствие национального колорита и  универсализация проблемы: Хольтен сместил акцент на присущие людям сожаления об ошибках молодости. Не меньшее недоумение вызвала и трактовка главных героев в начале оперы как зрелых людей, вспоминающих свою молодость, и обилие балета, и многое другое. Так что нового возрождения постановки Хольтена на сцене Ковент-Гарден в декабре 2015 года ожидали с особым пристрастием.

В целом режиссер остался верен своей изначальной трактовке, но в спектакле произошли довольно существенные изменения. У главных героев – Татьяны и Онегина – по-прежнему есть двойники, балетная пара, танцующая их молодость, ошибки, любовь Татьяны, апломб Онегина. Однако в нынешней постановке балетные номера значительно сокращены, очищены. Самые позитивные перемены – в музыкальной части: яркое, серебристое, чистое сопрано новой Татьяны – австралийской певицы Николь Кар; потрясающий проникновенный тенор американца Майкла Фабиано в роли Ленского; и хор, и оркестр под эмоциональным, энергичным руководством дирижера Семена Бычкова порадовали тонким пониманием музыки Чайковского.

Royal Opera House

Covent Garden
London WC2E 9DD

www.roh.org.uk

Leave a Reply